Хакасия
О тенгрианстве http://tengrifund.ru/biblioteka
«…Основной и ключевой категорией для понимания тенгрианства является Тенгри. Слово «Тенгри» в древнетюркских письменных памятниках и в «Диван лугат ат-тюрки» Махмуда Кашгари пишется как «Тәңри»[1]. В разных культурных традициях, сохраняя свои основные смысл и значение, оно пишется и читается по-разному: у алтайцев – Теңри, монголов – Тәңәр, бурят – Тәңери, тувинцев – Дээр, якутов – Таңара, чувашей – Тура, праболгар – Таңра, древних хунну по китайским источникам – Ченли, одно из имен Авалокитешвары тибетцев – Ченре-зиг, и т.д.
Н.Г. Аюпов пишет: «Само слово «Тенгри» прототюркское, впоследствии перешедшее в хуннский язык. Оно состоит из двух корней «Тәң» и «рi», первый корень означает «Небо», второй – «Человек». В современных тюркских языках слово «ер» (iр) означает мужчину. Термин «Таң» в гуннском и древнетюркском означает зарю, восход, начало всего, когда «свет озаряет все», когда «все просыпается и начинает жить»[2]. В якутской традиции слово Таңара означает – 1) видимое небо; небо как божество 2) Бог[3] [С.2551, Пекарский, т.3];
Л. Дашням развивая мысль о том, что у монголов слово тэнгэр вмещает в себя все вещи и явления сего мира, пишет, что «Небо есть – великое бытие, великая мощь, безмерное влияние, транслятор, из которого распространяются необычные сигналы, становящиеся человеческим достоянием»[4]. М. Гантуяа отмечает, что «прежде всего, понятие монгольского слова «тэнгэр» в философском смысле означает трансцендентальное бытие, необычайная сила трансцендентности»[5].
Тувинский исследователь О. М. Хомушку отмечает, «в древности в традиционных верованиях народов Саяно-Алтая вырабатывалась идея Абсолюта, священного, божественного начала. Таким верховным божеством выступало небо. Небо в таком понимании имеет безграничное пространство, где имеется Малая медведица, Большая медведица, девять планет, девять небес (тув. – тос дээр) и др. Подобная этажность трактовалась как иерархическая ступенчатая пирамида, аналогичная социальной лестнице человеческого общества»[6].
Якутский исследователь Л.А. Афанасьев определяет термин «айыы» в качестве категории, причем базовым, для понимания народной философии якутов и философии творчества якутского поэта А.Е. Кулаковского, зиждящегся на мифологии олонхо[7]. Где «айыы» – Юрюнг Айыы Тойон (Юрюнг Аар Тойон) – Светлый, Белый Господин Творец (Светлый, Белый Великий Господин). Он есть создатель девятиярусного Неба – Вселенной, всего живого и неживого, материального и нематериального, а также своих помощников – божеств-айыы, восседающих на нижних ярусах, определяемых как добрые, светлые «айыы», по сути являющимися некогда вознесенными на Небо бессмертными душами праведных родственников, предков.
Следующая категория, передающая философию тенгрианства, которая присутствует во всех мировоззренческих системах Востока – это Жол (Путь)[8]. Н.Г. Аюпов отмечает, что идея Пути одна из самых генеральных в мировоззрении тюркских народов. Ак жол, Жолың болсын – мировоззренческие доминанты духовной культуры любого тюркского народа. Отсюда у казахов и олицетворение Пути в Тенгрианстве казахов в лице божеств Ала ат жол Тәңри, Кара ат жол Тәңри. Л.А. Афанасьев также выделяет в народной философии якутов категории Айыы и Айыы аартыга – Путь, Дорога Айыы. Девятиярусная вселенная представляется как спирально восходящая дорога, где на каждом ярусе восседают помощники Творца вселенной Айыы, подателя всех благ. По этой дороге нисходит на Срединный мир его благость и по ней же поднимаются моления, благопожелания алгыс. В тенгрианском мировоззрении якутов – Мир Айыы, Дорога Айыы есть образец упорядоченности, когда как средний мир есть хаос. В этом контексте категория Айыы есть некая созидательная сила, направленная по Дороге Айыы (из вселенной-космоса) на средний мир (на хаос). Люди представляли себя неотъемлемой частью космоса, подчиненной всем космическим законам, представленным Дорогой Айыы[9]. К категории Ак Жол и Дорога Айыы относятся и понятия мирового древа Байтерек (богатый, священный тополь), Аал Луук (Дууп) мас (священное лук (дуб) дерево), Аар Хатын (священная береза) и т.д.»
Отрывок из книги Л.В. Федоровой «Евразийство и стремление к древнейшей или новой религиозности универсальных идей»
Места силы
- Горная гряда «Сундуки»
- «Боярская писаница»
- озеро Шира
- озеро Беле
- священная гора Чалпан
- озеро Тус
- Священные ворота Салбыкской степи
- Сафроновский курган
Музеи
- Музей «Оглахты»
- Музей «Хуртуях Тас»
- музей «Казановка»
- музей Салбыкский курган
информация/ссылки